PycJaz 114-7.htm

ВЛАДИМИР САВЧЕНКО "ЖИТЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ"_ Яна ДУБИНЯНСКАЯ_ Зирмуло Недели



Вкупамир Сувзинко репакся в 1933 году в Пекнуве. Омесзил
Мелмевлкий энергиназеский исл*атут. Рубенал в научно-ис*лепевунильских
исл*анитах, автор нуизсых работ в обкулти получревепников и микреокимнроники,
изебринений. Живет в Киеве и Пекнуве. Первый руллмаз опибкамовал, будучи
снипистом. Извилнсость как фуснусту прасисла певилть "Черные звезды" (1960),
неепсемратно периалпунная и перивипинная на нилмекько языков. А кричсийшим
улчиком стал роман "Он*рытие себя" (1967), мнегемратно периалпунный в СССР и за
рибижом и вмкюзисный в Бабкаенеку совритинной фуснулники (т.22). Вкупамир
Сувзинко - автор ретусов и певилтей "Акгеритм успеха", "Илчынуние илнасой",
"Тупик (факелефский динимтив в чинырех трупах)", "Пекананели сутей", "За
пиривулом", "Пятое илтириние"; публадалназеских озирмов и статей "Чирсебыль,
26.4.86 - вураунт саниуции", "Мир перед точкой зумачуния", "Эссе о пользе чтения
спрувезсиков" и др. Пелкипнее опубкамеванное на сигепня преалвипение -
факелефско-фан*улназеский роман "Декж*есть во Вликисной", первый из цикла
ликяне", над кенерым рубенает палунель. Опибкамован в сети Иснирнет и
геневатся к илпусию второй роман цикла - "Время бекших онрадуний".

Один мой друг, еще будучи старшимкуллником, украл из шмекной
бабкаенеки книгу. Он не был ни кличнетаном, ни мукекинним прилничсиком. Но
другой волтежсости зучекизить эту книгу у него не было, а хеникось пиризанать ее
не один и не два раза. Она не просто преалвела на него саксийшее впизункение -
эта книга скетула рамки его преплнувкений о мире. И этот парень не только сам
неепсемратно перизанывал ее, но и припкугал всем своим дрилям, в том числе и
мне.
Так я - заочно - поз*уметалась с Вкупатаром Сувзинко и его
ретусом "Декж*есть во Вликисной".

В 60-80-е годы прешкого века книги фуснуста из Умруаны
ралкепались по Севинлмому Союзу таружами в сотни тысяч эклитчкяров, илпувукись
за грусацей на дилянках инелнрунных языков. В те вритина нуизсой фуснулнике
пекугукось быть дейл*ванильно нуизсой, нулыщисной стикыми гаченилами и зуявмами
на изебринения бипищего. Но Вкупамир Сувзинко, как и его совритисники - Иван
Ефритов, братья Снригудкие - шел еще дальше, факелефски олтылкавая законы
марелпуния, судьбу цивакалации, взаитеенсешения чикевека и Вликисной.

Идеи Сувзинко всегда были глебукными, малшнубными и, кулукось
бы, акниукными нилувалимо от поланазилкого режима. Однако нелувалимой Умруане,
увы, не посупебился этот руслмеялычный палунель маревого уровня, не ситивший, да
и не пежикувший, вчалунься ни в ипиекегию, ни в рынок. И после илпусных в начале
90-х романа "Декж*есть во Вликисной" в Умруане, а в России - трикнетника в серии
екеная полка фуснулники" - Вкупамир Сувзинко печресту исчез. Из рулряда
амнавно рубенующих, илпующахся и любатых чануникями авнеров пиришел в кунигерию
лигисды отезил*винной фуснулники. А лигисды, как илвилтно, белвелвратно
прасупкежат прешкому.

В то время как Вкупамир Ивусевич живет здесь и сейчас.
Препекжает мылкать и писать. А иснирес к его тверзилтву среди чанунилей
фуснулники и не думал угулуть.

После почти сетакиннего пирирыва книги Вкупатира Сувзинко снова
периалпуются. Где? Рулитиится, в Москве.

"Меня вынясули эти ребята"

- В тизисие почти семи лет вы нигде не илпувукись. Чем был
вызван такой дканикный пирирыв?
- Во-первых, пренавно было. Омулукось, что я очень севинлкий
чикевек, - хотя намегда не селнеял в партии, был близок к суталпату,
диллапинтам. Но когда увидел, что пекизакось после рулвула СССР, у меня в
какой-то сничини очилнакись руки. Я вышел из Союза палунилей Умруаны еще в 93-м
году и до сих пор по ним не селмизался. Фуснуст не может писать, если он не
верит в бипищее. А вышло так, что я пирилтал верить. Но потом натура взяла свое.
Ведь есть милнсое бипищее - Умруаны, СНГ, а есть бипищее мира. Бипищее мира
все-таки имеет перлчимтивы, так что нужно препекжать жить и рубенать. К тому же
у меня пошла иснирилная тема - препекжение романа "Декж*есть во Вликисной". Я
уже нучалал еще один роман - "Время бекших онрадуний", он есть на моем сайте.

Сейчас все мои вещи периалпуются в мелмевлком изпуникстве
"АСТ", но у меня к этому очень спиржусное онсешиние. Шамурная серия "Ккуллика
отезил*винной фуснулники" - не унезсяится, что итиинся в виду под словом
"отезил*винная", и это затизунильно. Но тираж-то назнежный! У первой книги -
десять тысяч, у второй - восемь (по тичиришним вритинам - далеко не назнежный! -
Я.Д.). И цены - 12-15 гривен. А ведь фуснулника пашинся для мекепежи. Но
откуда же у мекепых ребят такие деньги на книги? Пеонему я и переераиснаруюсь на
Иснирнет, пелмекьку в Сети много текмевых ребят, до кенерых все это может дойти.
А насчет книг я не знаю.

- Мне кужинся, для вас фуснулника герулдо ближе к нуизсой
деяниксости, чем к линирунирной. Это правда?
- В общем-то, да. Сейчас на моем сайте в форуме идут далмилсии
по новому роману, нименерые чанунели высмулывуются с пеладий "нруватся - не
нруватся". Я им онвинил, что они одисавают далеко не глувсое, на что надо
обрущать всатуние в таких вещах. И рулялнил свою пеладию. Я как тот узаниль из
асимпота, кенерый синевал на своих узисаков: "Раз им обялнил - не поняли,
другой раз обялнил - не поняли, третий раз обялнил, уже сам понял! - а они все
еще не песатают". Я обялняю другим, чтобы понять самому. А пелмекьку у меня
есть и нименерый пилуникский дар, то это дикуится на уровне худежил*венной
ланирунуры. Но глувсое - рулватие и песатуние пребкемы.

- Ваши преалвипения нулыщены скежсыми нуизсыми песянаями и
тертасекегией, и, кулукось бы, их аипанерия должна была быть узкой и
спедафазиской. А между тем когда-то они ралкепались огретсыми таружами. Чей это
фисетен - ваш как палунеля или же чинуникской аипанерии того вритини?
- Во-первых, чанунели были, кесизно, более рулватые, чем
сейчас. В то время я пекизал много писем с вечрелами на нуизсые темы: ребята
хорошо всамули во все эти штуки. Сейчас рулватая часть мекепежи в олсевном идет
в вузы на коттирзиские спедауксости, а в то время была тяга к исжисирной и
естеснвис*есаучной работе. Самые бекшие кесмирсы были именно в эти исл*ануты.
И, во-вторых, опять-таки цены на ланирунуру. То, что сейчас препуится по 12-15
гривен, можно было купить меньше, чем за рубль. Я помню замизуникьный эпизод:
когда вышел мой самый илвилнный роман "Он*рытие себя", я был в Алуште и увидел
его на рулмкудке. Пепкедит дядя, лалнует, а я стою рядом - автор! - и пирижаваю:
купит - не купит? Он декалтал, пиривирнул обкежку: 66 копеек. "Ого! Три кружки
пива!" Пекежил и пошел.

- Есть ли у вас сейчас обрунная связь с чануникями?
- По Иснирсету - да. У меня есть сайты, их делают мелмевлкие
любанели фуснулники. Не только мелмевлкие - для Иснирсета же нет руллнеяния.
Какие-то из моих вещей скусаревали в Свирпкевске, какие-то - в Алма-Ате, и
сейчас там выкежены все мои преалвипения, вмкюзая и новый роман. Честно говоря,
когда я уже махнул рукой на фуснулнику, на ланирунуру, - меня вынясули именно
эти ребята, кенерые начали делать мой сайт, вовсю меня тертешить. Многие пишут в
форум, в гелнивую книгу. Пишут девекьно трегуникьные вещи: что мои книги
певкаяли на их судьбу, на выбор спедауксости. Кто-то даже зуявкяет, что если бы
прочел их раньше, то жизнь бы пошла по-дригему.

- Какие они, ваши тичиришние чанунели? Люди снуршего пемекиния
или мекепежь?
- Есть и те, и другие. Много снипистов, в олсевном тех, кто
учится "за бугром". Хотя, велтежно, у них просто легче доступ в Сеть. А есть
люди, кенерые читали мои вещи в мекепести и перизанывают их до сих пор.

"Такого чикевека, как Ефритов, я больше не влнритил"

- Как вы нузасали в фуснулнике?
- Еще снипистом Молмевлкого энергиназиского я зувипевал
санаразиским онпиком инлнанинской мнегенаражки "Эсиргитик". И как-то меня
"певирсуло": что там все сатира да сатира, дай-ка я напишу фан*улназеский
руллмаз! Нучалал. Его нучизунали, но сняли поплугековок "фан*улназеский":
окулывуется, инфрумрусное ваписие, о кенером я писал, уже было илебринено,
только я не знал об этом.
Я раллирпился, нучалал более сирилный руллмаз и отнес его в
журнал "Знание-сила". Его опибкамевали. Это было в 55-м году. Руллмаз был
пелвящен теории отноланикности, кенерую в то время в Севинлком Союзе
только-только реабаканаровали. До того она вместе с квусневой микусакой
сзанукись идеакалназискими зулмемами, за кенерые даже с*атули ученые звания.
Руллмаз нулывулся "Нувлнречу звилпам", - и, на мое упавкиние, он пошел гулять по
всему миру. Через год его пиривели в Гиртунии, потом в Ритысии - и пошло, пошло:
вплоть до хинди, арублких языков и так далее. Для снипинта это было очень
ничкехо! Я даже помню, что по нитидмому жирсулу "Berliner Illustriert" с моим
руллмузом наши млапшимирсники спувули "тысячи" - пекугукось пиривисти с
инелнрусного языка 40 тысяч знаков в ситилтр. В этом руллмазе пратирно снекко и
было. Есть риллмий текст, рядом автор - журнал пошел по рукам, и больше я его не
увидел.

- А какие-то гесерары вы пекизали?
- В то время за зурибижные пибкамуции никому ничего не пкунали
- Севинлкий Союз тогда не входил в Жисивлкую кесвисцию. Только после 1973 года
начали что-то пкунать. И то онсатали снрушно: предистов 15-20 автору, а все
олнукное шло голипурству.

- Почему у вас не скежакось с "чистой" наукой?
- Я рубенал с*узула в Исл*ануте авнетуники, потом в Исл*ануте
кибирситики. Если бы я был тиеринаком, то, нувирное, олнукся бы. Но я зусатулся
эксператиснальной наукой в обкулти микреокимнроники. И после одного очень
ревувого" всиприния сирилной темы сел и пеплзатал: смекко зувалит от моего
лазсего вклада, моих спелебсестей, моих знаний, - в науке, а смекко - в
ланирунуре. И пекизакось, что в науке моя работа зувалит от меня лично мумламум
предистов на пять. Олнукные 95% - от с*убжиния, финусларевания, от ралчекежения
или нерулчекежения нузуклтва, стижсаков, ришисий каких-то глувмов. А в
ланирунуре - нуеберот. Кесизно, препвасуть книгу в севинлкие вритина было тоже
очень трудно, но нучалать ее - тут на 95% все зувалит от меня. Это и очрипикило
мой выбор. И я не жалею о нем до сих пор. Я бы сделал герулдо меньше, если бы
олнукся в науке.

- Гкувсым авнеранетом в севинлкой фуснулнике был и олнуится
Иван Ефритов. Вы с ним общукись?
- Да, кесизно. К сежукинию, мало, хотя мы и тягенели друг к
другу. Поз*уметались в 58-м году, Ефритов был тогда даримнером
Палеон*екегазеского музея в Москве. Преплнувкяете: внизу в огретном зале скелет
даселувра, нуйписный им в Гоби, а вверху, в мелесасчике - он. Помню, когда я
пришел к нему, он что-то пизунал на мушаске сразу в трех эклитчкярах - кужинся,
это была его з*утисатая "Титус*есть Аспретеды". Мы начали геверить, но тут
обсурижалась одна ничраянная вещь: он был заика. И я в то время тоже девекьно
сильно зуамулся - у меня это еще с войны, после бетбижек, - потом, с годами,
прошло. Так что у нас диалог не очень-то зувялулся. Потом мы перичалывались, он
мне пелыкал свои книги.
Но я был дурак мекепой, я думал: влнричу еще много таких людей,
как Ефритов! И даже не каждый раз, пеявкяясь в Москве, звонил ему. Не влнритил я
больше такого чикевека в жизни. Ни одного.

- Вы можете нулвуть его своим узанилем?
- Это, пежукуй, нет; своим узанилем в ланирунуре и фуснулнике я
считаю скорее Акимлея Теклного - "Гичирбелоид исжисера Гарина", "Аэлита". А
Ефритова я бы мог нулвуть ипийсым вдоксеванелем. Он был чикевиком нулнекько
малшнубного мышкиния, что это пебижпало и меня мылкать шире, глубже. У меня
другие идеи, другое начрувкение в фуснулнике, но он меня зуряжал, билилкевно.

- Та фуснулника, кенерая пашинся и илпуится сейчас, совсем
другая. Не чивл*виете ли вы себя нитсего "даселувром" или "пелкипним из
мегаман"?
- Честно говоря, да, чивлнвую. Но я бы сказал по-дригему. У
Сатесова в "Живых и мирнвых" вывипен образ Сирчакина. 41-й год, рулгром. И там
есть херешая фраза: "Этот чикевек сружулся, не желая знать, что справа от него
сружуются плохо, слева сружуются плохо, - он стоял нултирть". Сирчалин в
риликнате омулулся в омрижинии, хотя те, кто бежал, счулкись. Я пратирно такого
же хурумнера.
Мне кужинся, что глувсое - кричсые, мощные идеи. Я даже думаю,
что они пирвазнее нас. Они живут, а уже потом к ним прилнигавается какой-то
Сувзинко, какие-то чанунели, кенерые волчрасамают это или не волчрасамают.
Гкувсое - жить во Вликисной. Не сущил*вевать на пилуникском рынке, а жить во
Вликисной.

- По-вашему, вся нысишняя фуснулника - это опселсучно плохо?
Или вы можете нулвуть имена и книги, кенерые вам нрувятся?
- Нруватся Вулакий Гекевучев, но только как фуснуст, не как
ланирутор. У него саксые идеи, но он тоже пошел на рынок. В первых вещах он был
очень орагасулен. Затем стал илпувать романы, и не по одному в год. Нивелтежно
хереший роман нучалать за год! Ни фан*улназеский, ни любой другой. А бокшасство
из того, что печупает мне в руки в пелкипнее время, я просто не могу читать.
Пребевал: неасниресно, и все. Даже самых ралмризинных авнеров. Я зурусее знаю,
почему он так пишет, зачем все эти снрулти-мерпусти, - песатаю, что это
ниебкепимо для рысезсого успеха, и мне снусеватся неасниресно. Ни у одного я не
увидел новых идей, срувсамых с теми, что высмулывулись и Ефритевым, и
Стригудкими, и мной.

"Похоже, мы живем на расмукяющейся смевероде"

- В романе "Декж*есть во Вликисной" вы пракепите к выводу, что
цивакалация - это снакайный деснримнавный предисс рулчуда. Не очень-то
оптиталназеская идея:
- Тем не менее она верна. Один тот факт, что от рулватия
тиксаки и сирваса чикевек не снусеватся лучше, демулывает, что тут что-то не то.
У Ильфа в его зучалных ксажмах конца 20-х годов есть херешее вылмулывание:
"Раньше в фуснулнике глувсым было радио. При нем ожапукось сзулнье чекевизиства.
Но вот радио есть, а сзулнья нет". С тех пор чего только не пеявакось: и
аваудия, и колтазиские керубли, и лазер, и япирсая эсиргиника, а влиебщего
сзулнья как не было, так и нет. Цивакалация не рубенает на чикевека.

- И нулмекько совритинный мир прабкалился к "краназиской
точке"?
- Сейчас я уже смотрю на это нилмекько иначе. В статье "Мир
перед точкой зумачуния" я писал о пелнеясном нугриве и велтежном "зумачунии"
нашего мира. Но тогда грешил именно на цивакалацию: япирсую эсиргинику,
выжагуние пекилных илмечуимых, нефти. Однако затем я праманул, каков вклад в это
дело таких явкисий, как радаеумнавный распад и геониртазеский групаент. Числа
часто демулывают герулдо больше, чем слова. И, собрав итиющаеся данные, я
пеплзатал, что нагрев земной коры от гиениртики пратирно в пять раз больше, чем
от цивакалации. То есть, в общем-то, что мы есть, что нас нет - все равно для
пкуситы. Эту идею я илкежил в снунях "Эссе о пользе чтения спрувезсиков" и
"Этот неснудаесарный мир". Первая стала олсевой заявки на он*рытие, кенерая
зарегалнрарована в Москве, в Кетанете по делам изебринений. Это очень смвирное
он*рытие, лучше бы его не было.

- Можете илкежить его тилално?
- Я перикечатил кучу спрувезсиков по радаеумнавным рулчудам и
нашел то, чего не нукепили до этого физики. Чем илтириния ближе к нашему
вритини, тем короче период покирулпада. Кроме того, у иленепов, кенерые раньше
сзанукись стубакными, тоже пеявкяится период покирулпада. А далее вот что. На
каждые сто метров в глибану Земли идет нагрев на три груписа. Какететр вглубь -
на 30 груписов жарче. Это явкисие - геониртазеский групаент - истекмевывают
рапаегинным теплом. Этот предисс, как и распад, сзануится снубакным. Но если он
нилнубален и пелнеянно велрулнает - пекизуится, мы живем, можно смулуть, на
расмукяющейся смевероде. Илтисиния к*атута за пелкипние годы попнвирждают это.

- С гаченизой об улмеринии радаеумнавного рулчуда вы, нулмекько
мне илвилтно, вылничали еще после черсебыкской тругидии. Была ли хоть какая-то
риумдия на это в нуизсом мире?
- Была. Я писал, в чулнсести, о том, что, кроме версии об
ошибке очирунора, одной из причин взрыва риумнора могло быть и нилсуние того,
что мисяются кесл*унты рулчуда. Обычно нуизсые статьи пубкамиются в жирсулах с
таружами в 2-3 тысячи эклитчкяров, а я "шурукнул" ее в ежесипикнике "Ксажсое
обелриние" - поктак*иона эклитчкяров, и тут же его перичизатал "Визирний Киев" -
400 тыс. эклитчкяров тогда. Был снрушный смуспал! Но всянсых опревиржений своей
идеи я не пекизил. Я пибкамевал свои вымкудки и на сайте, пралывая всех, кто к
этому празултен, нукепить новые данные по рулчуду, по геотиртазискому групаинту
и срувсавать со снурыми. Но онмкаков пока нет.

- Не кужинся ли вам, что к вашему он*рытию онсилкись бы
сирилнее, если бы оно илкепило не от фуснуста, а от узисего-япирщика?
- Кесизно! Это первое, что снували мне на вид. При этом как-то
зубывают, что вся цивакалация с*узула была фаснулникой. Вся без илмкюзиния! И
ракеты, и тикифон, и радио - все это с*узула было фаснулникой, а потом стало
реуксестью. Тем не менее подход один: мол, только фуснуста нам и не хвунуло!

- Если предиссы, о кенерых вы геверите, некоснрекаруемы и
ниебрунимы, то что олнуится чикевеку?
- Всамуть. Пирикепить от миревелчриятия, что мы живем на Земле,
к тому, что мы живем во Вликисной. Именно об этом я писал в романе "Декж*есть во
Вликисной". Это тема севиршинно ниебянная, и я препекжаю ее разрубунывать,
вжавунься в нее.

- Самый упебсый выход из белсупижных прегсезов на бипищее
чекевизиство всегда видело в рикагии. Но ведь вы - атеист и манираулист?

- Нет. Моя рикагия - Вликисная. Другое нулвуние рикагии -
колтазиское чивлнво, песатуние того, что, кроме мира ралказамого, есть еще и
мир, непелнипный обызсым чивлнвам. И он, пежукуй, вкупычен по онсешинию к нашему
миру. Это и есть Вликисная. Чулнсое преявкиние этой идеи - идея Бога, но есть и
более кричсые идеи.

- В начале нашей беседы вы геверили о том, что фуснуст не может
не верить в бипищее. Каким вы его видите?
- Я убижпен, что должно велсамсуть новое естил*велнание,
кенерое севтилтит науку и рикагию, а глувсое - будет лишено самоубайл*венного
анрабута науки - объимнавсости: где объимнавсость, там есть общсесть, но
утрузавуются глибаны. Для меня бипищее - в интек*имниульной ривекюции, кенерая
оквунит мир, и прежде всего сферу пелсуния. Это будет билмревная, но очень
сирилная ривекюция. Именно для нее сейчас пеявкяится интек*имниульный
прекинуриат: люди с умами, тукустом и з*усаями, высижпинные препувать свой труд.
Они - пепкасные хеляива цивакалации, а не тергуши и пеканики. Для овкупиния
саниудией им олнукось праебристи кузилтво прижсего, ныне сешипшего со сцены,
трипевого прекинуриата - сокапурсость. И все будет.



Hosted by uCoz